Речевое развитие
«Родное слово есть основа всякого умственного развития
и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание,
через него проходит и к нему возвращается».
К. Д. Ушинский
РЕЧЬ – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, в ФОП выделена
отдельная образовательная область «Речевое развитие».
Цель речевого развития – это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. |
Основные направления речевого развития |
В рамках реализации программы ДОУ образовательная область "Речевое развитие" предполагает решение следующих задач:
Формирование словаря |
овладение словарным составом родного языка (слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств), работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. |
Развитие звуковой культуры речи |
овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи. |
Развитие грамматического строя речи |
овладение грамматическим строем речи необходимо для того, чтобы речь была чёткой и логически обоснованной. Это делает речь доступной для восприятия и придаёт ей смысловой окрас. |
Развитие связной речи |
овладение диалогической и монологической формой общения; формирование умения выражать свои мысли, делать повествовательные и описательные высказывания, понимать окружающих. |
Подготовка к обучению грамоте |
формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте морфологический уровень — владение приёмами словоизменения и словообразования синтаксический уровень — умение составлять предложения, верно сочетая слова в предложении с грамматической точки зрения. |
Развитие интереса к художественной литературе |
формирование элементарных представлений о разных жанрах произведений (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, потешки, басни); воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям; знакомить детей с содержанием и художественной формой произведения, обращать их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включат творческие задания. |
Основные направления в работе с детьми:
• Педагогическая диагностика речи
• Работа над артикуляцией
• Развитие мелкой моторики
• Целенаправленная работа по развитию речи (осуществляется во фронтальных формах и разнообразных мероприятиях в повседневной жизни).
Педагогическая диагностика
Цель – определить исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года для последующего планирования работы с детьми. Педагоги проводят мониторинг состояния речи детей по следующим разделам:
• Словарь
• Грамматический строй речи
• Звукопроизношение
• Речевой слух
• Связная речь
Обследование проводится на постепенно усложняющемся материале.
Все данные фиксируются в соответствующих таблицах.
Качество и результативность речевого развития
• знание индивидуальных особенностей развития речи каждого ребенка;
• использование разнообразных форм работы с детьми;
• правильная организация взаимодействия с семьями воспитанников;
• интеграция с различными образовательными областями;
• создание развивающей речевой среды в группе.
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Старший дошкольный возраст — это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму. Чтение, и особенно письмо, — сложные навыки, требующие определённого уровня развития ребёнка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребёнка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Письмо — это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путём начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ, КОТОРЫЕ НАПРЯМУЮ ГОТОВЯТ РУКУ РЕБЁНКА К ПИСЬМУ:
1) развитие тактильных ощущений — определение предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем;
2) пальчиковые игры — без предметов, с атрибутами, с предметами;
3) графический диктант
— упражнения для тренировки самоконтроля, рисование по клеточкам по заданному порядку.
4) ниткопись— выкладывание ниткой контура предмета по предварительно проведённой линии;
5) работа с карандашом — пальчиковые упражнения с карандашом, работа с карандашом-штампом;
6) бисерография — упражнения с бусинами, работа с ниткой бисера.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
ü Создать благоприятную речевую среду.
ü Окружить ребёнка чистой, правильной, грамотной, культурной и богатой речью.
ü Быть терпеливым. Не торопить ребёнка, давать ему время подумать и сформулировать свои мысли.
ü Хвалить его за любые успехи в развитии речи, поддерживать ребёнка, тактично исправлять речевые ошибки и неточности.
ü Играть вместе, использовать игры как основной способ обучения и развития речи.
Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события.
Важно, чтобы:
• детям много выразительно читали;
• дети имели возможность прослушивать записи художественных произведений в исполнении профессиональных чтецов;
• взрослые учили детей слушать себя, находить в собственной речи положительные и отрицательные моменты (например, взрослый обращается к ребёнку: «Как интересно ты сейчас рассказал про... Мне очень понравилось, как ты говорил. Как ты думаешь, что в твоей речи мне больше всего понравилось?» или «Как красиво ты сказал о цветке. Как ты думаешь, какие слова мне больше всего понравились? А какие слова понравились (не понравились) тебе?
Родителям
Наши новости
18.11.2024
28.02.2024
06.04.2023